Отдел особо сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз


Список врачей судебно-медицинских экспертов

п/п

ФИО

Занимаемая должность

Сертифи-кат

Стаж

Квалифи-кационная категория

1

Жиганов

Дмитрий

Вячеславович

Врач-судебно-медицинский эксперт

Сертификат:

 Рег.№22013

0136180595123

Судебно-медицинская экспертиза

02.05.2017г.

с 2012г. -

2

Воротова

Анастасия

Алексеевна

Врач судебно-медицинский эксперт

Сертификат:

рег.№24074

0136310064271

судебно-медицинская экспертиза

28.08.2017г.

с 2017 г.

-

3

Хатунцева

Елена

Александровна

Старшая медицинская сестра отдела сложных судмедэкспертиз

Сертификат

А №030702 от 02.03.2012г.

«Судебно-медицинская экспертиза»

 

с 2005 г.

Высшая

          Отдел особо сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз осуществляет производство комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз и исследований по материалам уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, комиссионные и комплексные исследования по материалам проверки, а также экспертные исследования по определению степени утраты профессиональной трудоспособности.

                В своей работе отдел руководствуется действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами, методическими указаниями, инструкциями и приказами, а также уставом и приказами начальника БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», должностными инструкциями.

                  Развитие страховой медицины привело к стабильной динамике ежегодного увеличения активности населения в борьбе за свои права, что сопровождается многочисленными жалобами в органы управления здравоохранением, страховые компании, следственные органы и суды с предъявлением исков о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

            В настоящее время в отделе накоплен значительный опыт проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, связанных с ненадлежащим исполнением медицинскими работниками профессиональных обязанностей.

        Организовано продуктивное взаимодействие с ведущими профильными сотрудниками кафедр ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, главными внештатными специалистами департамента здравоохранения Воронежской области.

РЕКОМЕНДАЦИИ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ПО НАЗНАЧЕНИЮ КОМПЛЕСНЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗЫ С УЧАСТИЕМ НЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Анализ работы отдела особо сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз показывает неуклонный рост количества экспертиз (исследований), в которых перед экспертами ставятся вопросы, требующие специальных познаний в различных областях медицины.

        К числу таких вопросов относятся:

        -  определение природы патологического состояния у лица, в отношении которого производится экспертиза;

        - верификация заболевания или патологических состояний, которые имелись у подэкспертного до причинения повреждений, либо после этого;

        -   определение механизма и давности причинения повреждений;

        -   оценка качества оказания медицинской помощи;

        - решение вопроса о потребностях подэкспертного (объем необходимого обследования и лечения, нуждаемость в реабилитационных мероприятиях).    

      В производстве таких экспертиз могут участвовать специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующих областях, опыт диагностики заболеваний и лечения больных, высокий уровень профессиональной подготовки.

     Специалисты должны иметь сертификат по соответствующей специальности, предпочтение должно отдаваться врачам первой или высшей квалификационной категории, имеющим ученую степень и звание.

     Специалисты не должны иметь оснований для отвода, предусмотренных ст.18 Федерального закона №73фз «О государственной экспертной деятельности в РФ» и ст.70 УПК РФ.

      В компетенцию эксперта-организатора входит решение вопроса о том, врачи каких именно специальностей необходимы для производства экспертизы.

       Определение конкретной кандидатуры и привлечение ее к производству экспертизы осуществляется органом или лицом, назначающим экспертизу. Причины этого следующие:

      - проверка наличия у специалиста действующего сертификата, отсутствия оснований для отвода не входит в компетенцию эксперта или руководителя экспертного учреждения;

      - в штатном расписании судебно-экспертного учреждения такие специалисты, как правило, отсутствуют, а действующим законодательством не предусмотрен механизм привлечения экспертом или руководителем экспертного учреждения нештатных специалистов;

      - поскольку специалисты не являются сотрудниками государственного экспертного учреждения и производство экспертизы в их обязанности не входит, необходима оплата их труда на договорной основе.

        II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КОТОРОЙ ТРЕБУЕТСЯ  ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

     Назначение комплексной экспертизы к производству которой привлекаются нештатные специалисты, включает в себя несколько этапов.

    1. Определение перечня необходимых специальностей, познания в которых необходимы для дачи заключения. Осуществляется по согласованию с экспертом путем ознакомления его с проектом постановления и материалами, предоставляемыми на экспертизу.

      2. Выбор конкретной кандидатуры специалиста. Осуществляется согласно списку рекомендуемых специалистов, по личному усмотрению следователя, судьи, либо из предложенных сторонами или экспертами экспертного учреждения.

    3. Согласование непосредственно с выбранной кандидатурой специалиста.  В ходе этого этапа следователь или судья  получает согласие кандидатуры на участие в производстве экспертизы,  устанавливает компетентность специалиста, отсутствие предусмотренных законом оснований для отвода, заключает со специалистом договор и решает вопрос об оплате его услуг. Также следователь или судья должен исключить наличие иных обстоятельств, препятствующих производству экспертизы (командировки отпуска специалистов в ближайшее время),  и, ознакомив специалиста с обстоятельствами дела и медицинскими документами, выяснить, находятся ли поставленные на разрешение экспертизы вопросы в его компетенции  и не требуется ли дополнительное привлечение к производству экспертизы иных специалистов.

     4. Вынесение постановления (определения) о назначении экспертизы. Одним из пунктов постановления (определения) о назначении экспертизы следователь или судья придают специалисту статус эксперта и разъясняет ему права и обязанности эксперта, предусмотренные ст.57 УПК РФ, ст.85 ГПК РФ или 25.9 КОАП РФ, предупреждает об уголовной ответственности по ст.307. УК РФ.

В постановлении (определении) должны быть указаны фамилия имя и отчество специалиста, его специальность, а также место работы и должность.

      В случае, если необходимость включения в состав комиссии нештатного специалиста возникла после назначения экспертизы, в процессе ее производства,  выносится отдельное постановление о включении специалиста в состав комиссии, в остальном порядок тот же.

          III. ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ С УЧАСТИЕМ НЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

                В данном разделе перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые при назначении таких экспертиз, и приводящие к не зависящему от экспертного учреждения увеличению сроков их производства.

       1. Следователь или судья, получив рекомендации, включает специалистов в состав комиссии, не получив от них согласия. В этих случаях специалисты узнают о включении их в состав комиссии от судебно-медицинского эксперта, при организации заседания комиссии, и, в большинстве случаев, отказываются от участия в производстве экспертизы.

     2. Следователем или судьей, назначающим экспертизу, не проверяется наличие поводов к отводу специалиста. В частности, согласно ст.19 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в  производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Имеется ряд прецедентов, когда на заседании комиссии выясняется, что включенный в состав комиссии врач узкой специальности оказывал медицинскую помощь или консультировал пациента, в отношении которого проводится экспертиза.

      3. Следователем или судьей, назначающим экспертизу, не проверяются иные обстоятельства, препятствующие его участию в производстве экспертизы. К таким обстоятельствам относятся планируемые специалистом командировки и отпуска в период производства назначаемой экспертизы.

       4. Ошибки документального оформления процесса привлечения специалиста к производству экспертизы. Распространенной является ситуация, при которой следователь выносит постановление о назначении экспертизы, датированное определенным числом. Получив постановление и материалы эксперт-организатор заявляет ходатайство о включении в состав комиссии нештатных специалистов, имеющим более позднюю дату. Ответом на ходатайство является исправленное первоначальное постановление с указанием нештатных специалистов, датированное первоначальной датой, то есть датой, предшествующей заявлению экспертом ходатайства.

    5. Следователь или судья поручает доставку постановления, материалов дела или запрошенных медицинских документов лицам, в отношении которых назначена экспертиза. В соответствии с действующим на территории РФ законодательством, эксперты не вправе самостоятельно собирать какие-либо материалы, необходимые для разрешения поставленных вопросов и принимать их от посторонних лиц.

      6. Бездействие следователя или судьи в вопросах оплаты труда нештатного специалиста. Это неоднократно приводило к отказу специалиста от участия в производстве экспертизы, либо к нежеланию подписывать заключение.

 

 

   
© БУЗ ВО "ВОРОНЕЖСКОЕ Областное Бюро Судебно Медицинской Экспертизы"