Отдел особо сложных (комиссионных) экспертиз
Заведующий отделом – врач-судебно-медицинский эксперт Цымбалов Евгений Сергеевич
Контактные телефоны:
с 08 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин;
+7(473)224-78-77 до 17 ч. 00 мин.
Сведения о медицинских работниках с высшим медицинским образованием (врачах-судебно-медицинских экспертах, имеющих сертификат специалиста «судебно-медицинская экспертиза»)
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Сведения об образовании |
Квалификационная категория |
|
Наименование учебной организации выдавшей документ, год окончания |
Сведения о сертификате (аккредитации), дата выдачи |
||||
1 |
Мартынова Светлана Александровна |
Врач-судебно-медицинский эксперт |
ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко», 2021 |
Первичная аккредитация по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» Свидетельство 772300387231 от 24.07.2023 УНРЗ 3623030953734 |
- |
2 | Поздняков Андрей Владимирович | Врач-судебно-медицинский эксперт | «ВГМА им. Н.Н. Бурденко», 2006г |
Аккредитация по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» протокол №13 от 23.11.2023г. УНРЗ 7721027230060 |
|
2 | Цымбалов Евгений Сергеевич | Заведующий отделом, врач-судебно-медицинский эксперт |
ВГМА им. Н.Н.Бурденко, 2003 |
Аккредитация по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" протокол №13 от 23.11.2021 УНРЗ 7721010613403 |
- |
УНРЗ - уникальный номер реестровой записи
Сведения о медицинских работниках со средним специальным образованием (медицинских сестрах, фельдшерах-лаборантах, лаборантах)
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Сведения об образовании |
Квалификационная категория |
|
Наименование учебной организации выдавшей документ, год окончания |
Сведения о сертификате (аккредитации), дата выдачи |
||||
1 |
Менчакова Кристина Георгиевна |
Медицинская сестра |
Россошанский медицинский колледж, 2010г. |
Сертификат по специальности «Сестринское дело» №0836270014299 от 02.10.2020г. |
- |
2 |
Богач Елена Александровна |
Медицинская сестра |
БПОУ ВО «ВБМК», 2009г. |
Сертификат по специальности «Сестринское дело» №0836270014297 02.10.2020г. |
Первая |
Отдел особо сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз БУЗ ВО «Воронежское областное бюро СМЭ» осуществляет производство комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз в рамках уголовного судопроизводства (по материалам процессуальной проверки и уголовным делам) в отношении причинения медицинскими работниками вреда здоровью пациента.
В своей работе отдел руководствуется действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами, методическими указаниями, инструкциями и приказами, а также уставом и приказами начальника БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», должностными инструкциями.
В настоящее время в отделе накоплен значительный опыт проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с ненадлежащим исполнением медицинскими работниками профессиональных обязанностей, организовано продуктивное взаимодействие с ведущими профильными сотрудниками кафедр ГБОУ ВПО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, главными внештатными специалистами департамента здравоохранения Воронежской области.
РЕКОМЕНДАЦИИ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ПО НАЗНАЧЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящее время к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью пациента при осуществлении профессиональной деятельности врач может быть привлечен по следующим статьям Уголовного кодекса:
ст. 235 – за причинение по неосторожности смерти либо вреда здоровью любой тяжести при осуществлении медицинской деятельности без лицензии;
ч. 2 ст. 109 – за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей;
ч. 2 ст. 118 – за причинение тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей;
ч. 4 ст. 122 – за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей;
п. В ч. 2 ст. 238 – за оказание медицинской услуги, не отвечающей требованиям безопасности и повлекшей по неосторожности причинение смерти или тяжкого вреда здоровью пациента.
Содействие судебно-медицинского эксперта в установлении признаков преступлений с материальным составом состоит в разрешении вопроса причинно-следственной связи между предусмотренным статьей Уголовного кодекса вредом здоровью (в т.ч. смертью) и расследуемым деянием.
В силу сложности выявления исключительно следственным путем противоправности в деяниях одного из участников оказания медицинской помощи, для экспертного разрешения не могут быть четко сформулированы вопросы, ответы на которые позволили бы эффективно доказывать установленные Законодателем обстоятельства.
В связи с изложенным, ниже представлен перечень минимально достаточных вопросов, разрешение которых позволяет определить наличие и круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела:
1. ВОПРОСЫ В СЛУЧАЕ НАСТУПЛЕНИЯ ЛЕТАЛЬНОГО ИСХОДА ПАЦИЕНТА:
1.Какова причина смерти гр. Ф.И.О. подэкспертного?
2. Имеются ли признаки ненадлежащего исполнения медицинскими работниками «наименование медицинской организации» своих профессиональных обязанностей при оказании медицинской помощи пациенту, состоящие в прямой причинно-следственной связи с наступлением неблагоприятного исхода?
3. В случае причинения действиями медицинских работников вреда здоровью пациента, какова степень его тяжести?
2. ВОПРОСЫ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЖИВОГО ЛИЦА:
1. Чем обусловлено расстройство здоровья Ф.И.О. подэкспертного?
2. Имеются ли недостатки (дефекты) оказания медицинской помощи, причинно связанные с развитием расстройства состояния здоровья подэкспертного, со стороны медицинских работников «Наименование медицинской организации»?
3. В случае выявления недостатков (дефектов) оказания медицинской помощи подэкспертному, медицинскими работниками «Наименование медицинской организации», был ли причинен вред здоровью последнего? Если да, то на каком этапе оказания медицинской помощи и какова его степень тяжести?
II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ С УЧАСТИЕМ ВНЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Анализ работы отдела особо сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз показал неуклонный рост количества экспертиз, в которых на разрешение ставятся вопросы, требующие специальных познаний в различных областях медицины.
В производстве подобных экспертиз могут участвовать нештатные (то есть не являющиеся сотрудниками бюро) специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующих областях, опыт диагностики заболеваний и лечения больных, высокий уровень профессиональной подготовки.
Требования к включаемому в состав комиссии внештатному специалисту:
- Специалист должен иметь сертификат по соответствующей специальности, а также обладать соответствующим опытом практической работы по профилю изучаемого случая. Предпочтение должно отдаваться врачам первой или высшей квалификационной категории, имеющим ученую степень и звание.
- Специалист не должен иметь оснований для отвода, предусмотренных ст.18 Федерального закона №73ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ» и ст.70 УПК РФ (врачи, которые принимали участие в оказании медицинской помощи пациенту, не могут быть привлечены в качестве экспертов по данному делу).
Включение внештатного специалиста следователем возможно либо непосредственно при вынесении Постановления о назначении комплексной судебно-медицинской экспертизы, либо в случае заявления экспертом-организатором ходатайства о необходимости включения в состав комиссии внештатного специалиста.
Второй вариант является наиболее предпочтительным, поскольку определение экспертом-организатором нуждаемости в специальных познаниях врача конкретной специальности для дачи экспертного заключения возможно только после полного ознакомления с представленными на экспертизу материалами и определения предмета экспертного исследования.
1. Определение конкретной кандидатуры и привлечение ее к производству экспертизы. Данное процессуальное действие осуществляется органом или лицом, назначающим экспертизу, по следующим причинам:
- проверка наличия у специалиста действующего сертификата, отсутствия оснований для отвода не входит в компетенцию эксперта или руководителя экспертного учреждения;
- действующим законодательством не предусмотрен механизм привлечения экспертом или руководителем экспертного учреждения нештатных специалистов, при этом ст.14 Федерального Закона от 31.05.2001г. №73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» («Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения»), прямо запрещает руководителю экспертного учреждения «…самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении…»;
- поскольку специалисты не являются сотрудниками государственного экспертного учреждения и производство экспертиз в их обязанности не входит, необходима оплата их труда на договорной основе.
Для получения рекомендаций при выборе специалистов, обладающих специальными познаниями в необходимых областях, целесообразно обращаться в департамент здравоохранения Воронежской области.
2. Согласование участия в производстве экспертизы непосредственно с выбранной кандидатурой специалиста. В ходе этого этапа следователь или судья получает согласие кандидатуры на участие в производстве экспертизы, устанавливает компетентность специалиста, отсутствие предусмотренных законом оснований для отвода, заключает со специалистом договор и решает вопрос об оплате его услуг.
Также следователь или судья должен исключить наличие иных обстоятельств, препятствующих производству экспертизы (командировки отпуска специалистов в ближайшее время).
3. Информирование эксперта-организатора об удовлетворении ходатайства. В ответ на заявленное экспертом-организатором ходатайство, после согласования сроков и условий привлечения с конкретным специалистом, следователем или судьей выносится отдельное Постановление о включении специалиста в состав комиссии (Постановление об удовлетворении ходатайства).
В Постановлении об удовлетворении ходатайства обязательно должны быть указаны контактные данные включаемого в состав комиссии специалиста (фамилия имя и отчество, специальность, место работы, должность, телефон для связи).
III. ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ С УЧАСТИЕМ ВНЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
В данном разделе перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые при назначении таких экспертиз, и приводящие к не зависящему от экспертного учреждения увеличению сроков их производства.
1. Следователь или судья включает специалистов в состав комиссии, не получив от них согласия. В указанном случае специалисты узнают о включении их в состав комиссии от судебно-медицинского эксперта-организатора, при организации заседания комиссии, и, в большинстве случаев, отказываются от участия в производстве экспертизы.
2. Следователем или судьей, назначающим экспертизу, не проверяется наличие поводов к отводу специалиста. Согласно ст.19 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в производстве судебной экспертизы не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Имеется ряд прецедентов, когда на заседании комиссии становилось известно, что включенный в состав комиссии врач узкой специальности оказывал медицинскую помощь или консультировал пациента, в отношении которого проводится экспертиза.
3. Следователем или судьей, назначающим экспертизу, не проверяются иные обстоятельства, препятствующие участию нештатного специалиста в производстве экспертизы. К таким обстоятельствам относятся планируемые специалистом командировки и отпуска в период производства назначаемой экспертизы.
4. Ошибки документального оформления процесса привлечения специалиста к производству экспертизы. Распространенной является ситуация, при которой следователь выносит Постановление о назначении экспертизы, датированное определенным числом. Получив Постановление и материалы эксперт-организатор заявляет ходатайство о включении в состав комиссии нештатных специалистов, имеющим более позднюю дату. Ответом на ходатайство является исправленное первоначальное Постановление с указанием нештатных специалистов, датированное первоначальной датой, то есть датой, предшествующей заявлению экспертом ходатайства.
5. Бездействие следователя или судьи в вопросах оплаты труда нештатного специалиста. Вышеуказанное нарушение неоднократно приводило к отказу специалиста от участия в производстве экспертизы, либо к нежеланию подписывать экспертное заключение. В связи с изложенным, судебно-следственным органам рекомендуется заключение договора об оплате услуг включенного в состав комиссии нештатного специалиста непосредственно после согласования его привлечения в качестве эксперта.